Т. М. Калинина, Е. А. Мельникова, И. И. Попов

АНАТОЛИЙ ПЕТРОВИЧ НОВОСЕЛЬЦЕВ (1933-1995)

Прошло пять лет с трагической, безвременной смерти Анатолия Петровича Его облик, равно как и его творчество высветились ярко, обнаружив удивительную цельность его характера, мыслей, научных взглядов. Критическая оценка своих собственных трудов, многие из которых стали классическими сразу же после их выхода в свет. Абсолютная порядочней, и честность и в отношениях с окружающими, и в каждом написанием им слове. Уважение и терпимость к чужим мнениям, дар вникать в аргументацию оппонента. Все это было проявлением редкой скромности, сознания малости вклада даже самого талантливого ученого в то огромное, создаваемое веками здание, которое называется Наукой, и преклонении перед ней. Востоковед старой классической школы, он был не только эрудитом и полиглотом, но обладал природной душевной интеллигентностью, которая превратила его из станичного казачонка в крупнейшего авторитета по истории Кавказа и Закавказья, славянского мира и его связями с миром Востока, Древней Руси.
Анатолий Петрович Новосельцев родился 26 июля 1933 г. в Иркутске. Как писал он сам, отец его был выходцем из бедной казачьей семьи, жившей в Ставропольском крае, мать происходила из семьи рабочего. В год появления на свет первенца родители учились в техникуме, а затем работали на предприятиях Министерства цветной металлургии СССР. Семи лет Анатолий поступил в Ракитянскую среднюю школу г. Медногорска Оренбургской области которую закончил весной 1950 г. Спустя три месяца его фамилия значится уже в списках студентов восточного отделения исторического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (1).
На вступительных экзаменах А.П.Новосельцев поразил преподавателей не только своей памятью, блестящим знанием событий, фактов и дат, но и глубоким пониманием внутренних взаимосвязей явлений, о чем даже упоминалось в одном из сентябрьских номеров стенгазеты истфака (2).

(1) Научный архив Института российской истории РАН. (Далее: НА ИРИ РАН). личное дело А. П. Новосельцева, любезно предоставленное И. И. Попову начальником отдела Управления кадров РАН А. С. Мухиной. (2) запись воспоминаний ведущего научного сотрудника ИРИ РАН д.и.н. А. Г. Тартаковского (март 1998 г.).

5

Сокурсники вспоминали, что в годы учебы в университете А.П. своим внешним видом и манерами не производил впечатление интеллектуала. Одевался просто, часто ходил в одной рубашке (3). Надо сказать, что и позднее, став уже заслуженным ученым, он не приобрел облика и манер мэтра. Хотя он и был симпатичным парнем, но среди девушек не пользовался особым вниманием, ибо студенческих вечеринок избегал, романы ни с кем не "крутил", вина не пил, в карты не играл, а все время сидел и зубрил спой персидский язык, чем вызывал искреннее возмущение сокурсниц (4). "Анатолий был замкнут, сдержан и неразговорчив, но ребята его уважали. На него всегда можно было положиться в трудную минуту. Правда, Толя был "зациклен" на языках. На лекциях в Ленинской аудитории старого здания МГУ он обычно с упоением листал словари: то киргизский, то других народов Средней Азии, - вспоминает Г.А.Алексеев. - Думаю, что в студенческие годы он уже знал около десятка языков. Более точно сказать трудно, так как Анатолий их сам никогда не считал" (5). Его сокурсник К. Ф. Шацилло был убежден, что студенческие анекдоты типа: "Встречаются два студента. Один другого спрашивает: - Слушай, а какой экзамен мы завтра-то сдаем? - Говорят, китайский язык. - Да?.. Ну ладно, спасибо. Побежал тогда к нему готовиться",- рождаются благодаря уникальным способностям таких людей, как А.П.Новосельцев.
Как правило, официальные и неофициальные характеристики А.П.Новосельцева прямо или косвенно использовали слово "полиглот", термин, нечасто применяемый к современным исследователям в области общественных наук. Но уже при поступлении в Институт истории АН СССР 25-летний А.П.Новосельцев в анкете на вопрос "Какими иностранными языками владеете?" ответил: "Читаю и перевожу с английского, французского, немецкого, турецкого, азербайджанского, армянского, среднеармянского, древнеармянского и персидского языков" (6).
И. И. Попов, которому довелось быть вместе с А.П.Новосельцевым в подшефном колхозе, вспоминает: "Членов институтского коллектива занимали главным образом вопросы быта. Толе же было все равно, где спать - в стогу ли сена или в палатке, привезет ли колхозный бригадир дядя Вася на полевой стан, расположенный в 25 км от ближайшей деревни, обещанное к обеду мясо или меню будет состоять из традиционных блюд: первое - капуста с водой (щи), второе - капуста без воды, третье - вода без капусты (чай). Все его помыслы были направлены на

(3) Запись воспоминаний главного научного сотрудника ИРИ РАН д.и.н. К. Ф. Шацилло (16 февраля 1998 г.). (4) Запись воспоминаний ведущего научного сотрудника ИРИ РАН д.и.н. Г.Д.Алексеевой (4 марта 1998 г.). (5) Запись воспоминаний старшего научного сотрудника ИРИ РАН д.и.н. Г А Алексеева (10 февраля 1998 г.). (6) ИРИ РАИ. Отдел рукописных фондов. Личное дело А.П.Новосельцева.

6

то, где бы достать учебник современного грузинского языка или на худой конец русско-грузинский словарь, по которому он намеревался изучать очередной язык".
Спустя годы И. И. Попов как-то случайно столкнулся с ним в одном из коридоров Института. "Я поинтересовался, действительно ли он знает 25 языков. "Может, знаю, а может, и нет", - ответил он просто и буднично как будто речь шла об обычных вещах. Увидев на моем лице искреннее изумление, он пояснил: "Имеются модификации одного и того же языка - современная, средневековая и древняя. Встречаются группы родственных языков, являющихся по существу территориальными диалектами. Зная один, нетрудно понять другой. К тому же уровень освоения и языков может быть разный. Так, по-турецки я сперва мог читать и переводить, а когда попал в Турцию, то с помощью словаря овладел разговорной речью и даже стал признанным переводчиком в нашей группе. Вернувший, же домой и не имея повседневной практики, я быстро растерял приобретенные навыки. Спрашивается, как мне быть во всех названных случаях?"
В этих словах - весь Анатолий Петрович, размышляющий и сомневающийся даже в том, действительно ли он знает 25 языков. Стремление дать точную, взвешенную оценку пусть и незначительному факту или событию было одним из наиболее характерных его качеств. Это свойство ученого не было секретом для коллег, и кавказоведы нередко приглашали его в качестве арбитра при решении сложных, историографически запутанных, болезненных вопросов (7). Уже в студенческие годы А.П. проявлял незаурядные способности к исследовательской деятельности. "Новосельцев подает серьезные надежды в смысле научной работы. Знание персидского языка... английского и французского, большая усидчивость; организованность и целеустремленность... научная пытливость, самостоятельность творческой мысли - все это побуждает горячо рекомендовать т. Новосельцева в аспирантуру, тем более учитывая его серьезную методологическую подготовку. Приходится пожалеть, что у нас на истфаке МГУ нет - увы! - мест, чтобы оставить т. Новосельцева у себя", - писал заведующий кафедрой истории стран Среднего Востока И. М. Рейснер (8). 28 июня 1955 г. А.П.Новосельцев получил диплом с отличием об окончании МГУ и в том же году поступил в аспирантуру Института истории АН СССР в сектор истории СССР периода феодализма, возглавлявшийся Л. В. Черепниным. Тема его диссертационного исследования - "Города Азербайджана и Восточной Армении в XVII-XVIII вв.".
В аспирантские годы происходит становление А.П. как историка-востоковеда. В кругу блестящей плеяды историков, русистов и медиевистов работавших в Институте, формируются его исследовательские прин-

(7) Памяти ученого // ОИ. 1996. С. 216. (8) НА ИРИ РАН. Личное дело аспиранта А.П.Новосельцева.

7

ципы и методы. Занимаясь в архивах и библиотеках Москвы, Ленинграда, Баку и Еревана проблемами народов Южного Кавказа, он проникается сознанием того, что на общественную жизнь этого региона помимо России сильное воздействие оказали в разное время античная культура, арамейская и иранская цивилизация, а социально-политическая, экономическая история региона, культура населявших и населяющих его ныне народов имеет многовековые корни, без знания и понимания которых невозможно исследование явлений и процессов позднейшего времени. Другой исследовательский принцип, сформировавшийся в эти годы и ставший краеугольным камнем всего научного творчества А.П.Новосельцева, это - максимально полный охват источников на любом языке - по изучаемой проблеме и их глубочайшее и тщательнейшее изучение как обязательное и необходимое преддверие к собственно историческим штудиям.
Эти исследовательские установки в полной мере проявились в первой же крупной статье по теме диссертации, опубликованной в 1958 г. и поражающей источниковедческом глубиной. В основу исследования были положены помимо опубликованных архивные материалы из хранилищ Москвы, Ленинграда, Еревана (Матенадарана) на древне- и среднеармянском, персидском, латинском языках. Мм использовалась литература начиная с XVIII в., в том числе работы на немецком, французском, английском, армянском, персидском, турецком языках. Все по позволило автору в своей первой же научной работе дать оригинальную и глубокую трактовку поставленной проблемы. До диссертационной работы А. П. Новосельцева средневековые города Армении и Северного (советского), и Южного (иранского) Азербайджана изучались изолированно, а интерес исследователей главным образом был сосредоточен на политической жизни городов и их архитектуре. В защищенной в 1959 г. диссертации молодой исследователь дал широкую панораму торгово-экономических и социальных отношений внутри сложных, многоэтничных городских организмов, показал их внешнеторговые связи и взаимоотношения с Россией.
Так вошел в науку ученый, впитавший лучшие традиции русской востоковедческой школы, представителями которой были его учителя М. М. Дьяконов, И. М. Рейснер и др.
В 1958 г. по ходатайству Л. В. Черепнина А. П. был зачислен в штат Института истории АН СССР (с 1968 г. - Институт истории СССР, с 1992 г. - Институт российской истории РАН). Его специализация - история взаимосвязей России и народов Кавказа, слабоизученная и отягощенная политическими и межэтническими проблемами тема. Работая в секторе феодализма под руководством Л. В. Черепнина, А. П. Новосельцев участвовал в подготовке коллективных томов по истории СССР: ему принадлежат в них главы, посвященные средневековому Закавказью. Главным же его трудом этого времени стало специальное исследование восточных источников по истории восточных славян и Древней Руси, опубликованное в виде раздела коллективной монографии "Древнерусское

8

государство и его международное значение" (1965 г.). Эта работа, ставшая хрестоматийной, развивала давнюю традицию, заложенную в прошлом веке Х.-М. Френом, Д. А. Хвольсоном, А. Я. Гаркави, В. Р. Розеном, продолженную В. В. Бартольдом, И. Ю. Крачковским, Б. Н. Заходером - ориенталистами с мировыми именами. Целью ее было далеко не только дать новые уточненные переводы арабо-персидских источников по истории восточно-европейских народов и Руси, что само по себе стало настоятельной необходимостью в то время, но - главное - установить литературную и историографическую традицию того или иного комплекса известий, показать его происхождение, формирование и эволюцию. Блестящий, поражающий тонкостью наблюдений источниковедческий анализ дал в руки ж следователей восточнославянского мира надежный пласт информации о древнейших судьбах Восточной Европы, не нашедших отражения в других источниках. Надо сказать, что не только раздел Новосельцева привлек внимание историков к этой книге: как и последующие исследования, написанные им совместно с В. Т. Пашуто и Л. В. Черепниным, эта монография оказалась выдающимся событием в историографии того времени, более того, она не утратила своего значения и ныне: в ней было положено начало становлению новой модели происхождения и ранней истории Древнерусского государства как полиэтничного образования, были сформулированы принципы синхростадиального исследования разновременных общественных структур.
Продолжением исследований истории взаимосвязей Руси и славянского мира с Востоком в средние века стали брошюра коллектива авторов, в число которых входил А.П.Новосельцев, "Славяне и Восток", опубликованная ЮНЕСКО в 1965 г., совместная с В. Т. Пашуто статья о внешней торговле Древней Руси - в 1967 г., наконец, разделы о "восточной" политике Древней Руси в монографии В. Т. Пашуто "Внешняя политика Древней Руси" - в 1968 г. Эта книга явилась первой обобщающей работой, осветившей международные отношения русского государства от его возникновения до монголо-татарского нашествия. В своих разделах А. П. Новосельцев подчеркивал, что отношения Руси с государствами Северного и Южного Кавказа, Средней и Передней Азии осуществлялись главным образом но бассейнам Каспийского и Черного морей и впадающих в них рек - Волги, Дона и Днепра. Анализ письменных источников, находок археологи выводов нумизматов убеждал, что Русь находилась на перекрестке древних торговых путей, соединявших Балтийское море с Черным и Кордову с Багдадом. Пафос его исследования, как и всего труда В. Т. Пашуто, заключался в убедительном доказательстве того, что Русь в раннее средневековье не была задворками Европы, а являлась "зоной встречи цивилизаций" (9) мощной европейской державой, поддерживавшей партнерские отношения со всеми ведущими странами средневекового мира.

(9) Таково было название доклада на XV МКИН, подготовленного им совместно с Е. В. Гутновой, Ч. В. Удальцовой, Я. Н. Щаповым (1980 г.).

9

В 1969 г. из сектора истории феодализма выделился сектор истории древнейших государств на территории СССР, во главе которого встал В. Т. Пашуто. Задачей нового сектора явилась публикация свода "Древнейшие источники по истории народов СССР" (ныне: "Древнейшие источники по истории Восточной Европы"): издание корпуса зарубежных источников, освещающих предысторию и раннюю историю Восточной Европы и Древней Руси. А.П.Новосельцев вместе с В. Т. Пашуто и Я.Н.Щаповым стоял во главе нового направления. В программной статье 1974 г. (10) определялись принципы и задачи публикации памятников и их изучения. Но не менее важным было и определение в этой статье другой задачи сектора: "сравнительного исследования синхростадиальных (т.е. разновременных, но сходных по уровню развития) государств".
Именно в этом направлении и развивалось далее научное творчество А. П. Новосельцева. Разработка проблем возникновения и становления феодализма ознаменовалась написанием разделов о Закавказье и Средней Азии в совместной с В. Т. Пашуто и Л. В. Черепниным монографии "Пути развития феодализма", докторской диссертации "Пути развития и особенности феодальной формации в странах Закавказья" (защищена в 1973 г.) и завершилась публикацией монографии "Генезис феодализма в странах Закавказья" в 1980 г.
Книга "Пути развития феодализма" явилась конкретным воплощением методов синхростадиального исследования. На широкой источниковедческой основе здесь проводилось развернутое типологическое исследование таких явлений, как формы собственности и социальная структура общества.
По мнению ученого, наиболее адекватным методом изучения последней был терминологический анализ, производившийся на основе десятков разноязычных письменных памятников. Именно тогда, после долгого перерыва, А.П.Новосельцев вернул науке бесценный источник для изучения христианских обществ - Библию. "Библия как первоисточник для стран Закавказья сама по себе почти не имеет значения, - отмечал А.П.Новосельцев, - но древнеармянский и древнегрузинский переводы ее, выполненные в V в., являются первыми письменными памятниками на этих языках, а потому их значение для изучения социальной терминологии эпохи раннего средневековья и поздней античности трудно переоценить" (11). В анализе библейских переводов, пожалуй, наиболее ярко проявился историзм как основополагающий метод источниковедческого исследования. "...Оба сохранившихся... библейских текста переводились с древнегреческого перевода Ветхого Завета, сделанного в Египте в Ш-П вв. до н.э., а последний, в свою очередь, представляет... перевод с древнееврейского оригинала. Поэтому для правильного осмысления... текстов на

(10) Новосельцев А. П., Пашуто В. Т., Чичуров И. С., Щапов Я. Н. Итоги и задачи изучения древнейших государств нашей страны // ИСССР. 1974. № 2. С. 71-93. (11) Новосельцев А.П. Пути развития и особенности феодальной формации в странах Закавказья (опыт сравнительно-исторического исследования). Автореф. докт. дис. М., 1973. С. 11-12.

10

древнезакавказских языках надлежало их сравнивать, во-первых, с Септуагинтой (древнегреческий перевод), а во-вторых - с древнееврейским оригиналом" (12).
Раздел, который написал А.П.Новосельцев в совместной монографии, был основан на анализе памятников древне- и среднеармянской, древнегрузинской, среднеперсидской, арабской, древнееврейской письменности. Он рассмотрел сложные проблемы этногенетического развития народов Закавказья и Средней Азии в полемике с недостаточно обоснованными точками зрения о древности и путях складывания той или иной народности. Особое внимание уделялось роли государственных образований в эволюции этнических общностей. Скрупулезно исследовались состояние общины, образование классов привилегированных земельных собственников и зависимых от них крестьян, виды землевладения с учетом природных и демографических факторов. Анализ исторических терминов привел А. П. Новосельцева к выявлению особенностей социальной структуры стран кавказского региона и к выводу о том, что времена коллективной и государственной собственности на землю в рассматриваемый период давно миновали. Впервые им были определены виды эксплуатации в Закавказье, важнейшие этапы становления форм частной собственности на землю, основные сословия и классы в условиях возобновляющегося синтеза земледельческих и кочевых общественных структур, выяснены причины политического застоя, выходом из которого стало вхождение в состав российского государства. Синхростадиальный анализ Древней Руси, обществ Закавказья, Средней Азии и Прибалтики позволил А. П. Новосельцеву, В. Т. Пашуто и Л. В. Черепнину сделать важные выводы об общих закономерностях становления феодальных отношений. Вместе с тем сопоставление конкретных особенностей развития отдельных стран в сочетании с творческим подходом к проблемам общественно-экономических формаций позволило А. П. Новосельцеву дать впервые в мировой науке развернутую картину общественного строя закавказских и (в меньшей степени) среднеазиатских государств средневековья.
Продолжая эту многогранную проблему, ученый работал над ней следующее десятилетие. В 1980 г. увидела свет его монография "Генезис феодализма в странах Закавказья (опыт сравнительно-исторического исследования)". В ней получили дальнейшее развитие методы исследования источников, конкретно-историческое, критическое преломление теории общественных формаций, сравнительно-типологическое исследование социальных структур, форм земельной собственности, социальных отношений в обществах Закавказья. Как и ранее, автор привлек широчайший круг источников поздней античности и раннего средневековья, к которым добавились источники на сирийском и персидском языках. Изучив обширный круг письменных памятников: переводы Библии на армянский и

(12) Там же. С. 12.

11

грузинский языки, эпические и правовые тексты, актовый материал, каноническую и агиографическую литературу, религиозные, географические и исторические сочинения, эпистолярное наследие и исследования на основных национальных языках региона, - Анатолий Петрович предпринял попытку определить основные черты раннеклассового общества в его конкретно-исторических формах. Этот строй, по его мнению, представлял собой переходный этап между доклассовым и классовым обществами и базировался на общественном разделении труда, которое вело к созданию профессиональных сословий. Он писал, что "формирование древнейших классовых обществ, племенных союзов и ранних государств Закавказья неотделимо от развития древних цивилизаций... Проблемы типологии социально-экономических отношений в странах Закавказья связаны с определением общественного строя древневосточных (дофеодальных) обществ в целом" (13), отмечая неоднозначность понятий "родовое", "рабовладельческое", "феодальное" в применении к конкретным типам обществ.
Доверяя источникам больше, нежели сложившимся в исторической науке схемам, автор отверг получившее распространение в советской науке с 30-х годов мнение, будто бы древние общества до V в. были рабовладельческими, а более поздние феодальными. Он показал, что социально-экономические отношения в государствах изучаемого региона с V в. до н.э. по VIII-IX вв. развивались по пути к феодализму непосредственно на основе постепенного разложения доклассовых и раннеклассовых связей, хотя элементы рабовладельческого уклада присутствовали в их жизни.
В 1983 г. сектор истории древнейших государств на территории СССР остался без своего главы, Владимира Терентьевича Пашуто, который был мозговым центром и движущей силой издания свода "Древнейшие источники по истории народов СССР". А.П.Новосельцев заменил его на этом посту. Нелегкая задача быть руководителем подобного издания, как и сложности с выходом томов свода в то время побудили А.П.Новосельцева выступить с программной статьей "Древнейшие государства на территории СССР. Некоторые итоги и задачи изучения". Продолжая заложенные В. Т. Пашуто традиции, А. П. Новосельцев писал: "История древнейших государств на территории СССР охватывает огромный хронологический период, начиная от ранних государственных образований (Урарту- Биайнили) и кончая Древнерусским государством... Типологически - это генезис и формирование классовых обществ и государств, которые на территории нашей страны развивались синхронно... Первая и главная задача в изучении древнейших государств - это исследование генезиса и формирования классового общества, его типологии, формационной принадлежности и обусловленных ею форм государственного, политического

(13) Новосельцев А. П. Генезис феодализма в странах Закавказья (опыт сравнительно-исторического исследования). М., 1980. С. 250.

12

строя, культуры и других надстроечных явлений" (14). Постановка задач следовала из оценки трудов предшественников и итогов современной историографии. А. П. Новосельцев настаивал на необходимости изучения государств Восточной Европы начиная с древнейших образований, существовавших в Закавказье. Особое внимание он обращал на сложную этническую ситуацию в Закавказье и Северном Причерноморье с VII-VI вв. до н.э. до XI в. н.э., выделяя как ключевую проблему отношений между кочевым и оседлым мирами, подчеркивая роль ираноязычного населения в формировании культурного облика народов Восточной Европы. Важное значение он придавал возникновению ранних государств на Северном Кавказе и в Восточной Европе, Хазарского государства и Волжской Булгарии, предшествовавших образованию Древнерусского государства. Автор указал на источниковедческие сложности в изучении этих проблем и наметил перспективы исследования древнейшей истории Руси. В небольшой по объему статье А. П. Новосельцев уделил место критике наметившихся тенденций удревнять происхождение того или иного народа для "поднятия исторического престижа" своей нации. Уже тогда он видел не только ненаучность, но и опасность подобных "изысканий".
В 1984 г. А. П. Новосельцев стал членом-корреспондентом АН СССР, а в 1988 г. был избран директором Института истории СССР. Трудной работе администратора, ставшего во главе крупного академического института, тем более в тяжелый для науки переломный период, было отдано пять лет. Весь склад ума и характера Анатолия Петровича противоречил административной деятельности. Бюрократические процедуры вызывали внутренний протест, закулисные интриги - отвращение и неприятие. Анатолий Петрович не был бюрократом, не любил бумажных дел, умел ценить время. Был увлечен наукой. Это чувствовалось даже на заседаниях. Решения принимал быстро, людям верил. И по-человечески всегда можно было найти с ним общий язык. В душу никогда не лез. Но если дело касалось принципа, он становился твердокаменным. Запугать его было нельзя, - вспоминает секретарь партбюро Института тех лет В. Я. Гросул (15).
Напряжение и ответственность административной деятельности не снизили научной активности ученого. Он продолжал разрабатывать проблемы рабства в странах средневекового Востока, обращался все более активно к источниковедческим и другим вопросам, связанным с информацией арабо-персидских источников о Руси и соседних территориях. В связи с 1000-летием принятия христианства на Руси он опубликовал ряд пиитических статей, участвовал как один из редакторов и авторов в издании комментированного перевода труда Константина Багрянородного в рамках свода "Древнейшие источники".

(13) Новосельцев А.П. Древнейшие государства на территории СССР. Некоторые итоги и задачи изучения // ИСССР. 1985. № 6. С. 85-103. (14) Запись воспоминаний главного научного сотрудника ИРИ РАН В. Я. Гросула (19 февраля 1998 г.).

13

В 1990 г. вышла в свет его монография "Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа". Книга была посвящена весьма спорной и мало или тенденциозно разработанной теме. Во-первых, работы о Хазарском государстве в отечественной историографии 30-80-х годов были написаны главным образом археологами, которые, как правило, не проявляли специального интереса к письменным источникам. Во-вторых, "в послевоенный период появились местные школы археологов в автономных республиках Северного Кавказа. Их... невольное ограничение исследований территорией своих республик порой приводит к негативным последствиям, выражающимся в стремлении посильно связать прошлое этих республик с древними... цивилизациями, а затем показать уже на интерпретации археологического материала особую роль предков своего народа в развитии последних" (16). Наконец, принятие иудаизма верхушкой хазарского общества наложило политический отпечаток на занятия историей хазар. Основанная на солиднейшей источниковедческой базе, книга закрыла большое "белое пятно" в отечественной историографии. Хазарское государство было рассмотрено ученым на фоне широкой картины международных отношений Арабскою халифата, Византии, Закавказья, государственных образований Восточной Европы и Древнерусского государства. Следуя своим принципам строгого источниковедческого подхода при разработке той или иной темы, ученый прежде всего собрал воедино письменные памятники, содержащие сведения о хазарах, часть которых практически не фигурировала в научной литературе. Анализ информации латиноязычных, армянских, грузинских, византийских, арабских, персидских, древнееврейских источников позволил автору дать широкую картину передвижений народов на территории Восточной Европы. Учитывая существующие в науке точки зрения, он выделил такие спорные вопросы, как происхождение хазар и ранние этапы образования Хазарского государства. Небольшая по объему глава "Происхождение хазар глазами их современников" дала очень важную, компактно собранную информацию разных памятников, причем исследователь в данном случае (как, впрочем, и в других) отнюдь не пытался навязать свою точку зрения на проблему, а как бы предоставлял возможность будущим историкам еще и еще раз изучить источники, прежде чем делать какой-либо категорический вывод. По мысли А.П.Новосельцева, противоречивость данных об этнической принадлежности хазар объяснялась, с одной стороны, данью, которую отдавали средневековые литераторы исторической традиции; с другой - сложнейшими миграционными процессами V-VIII вв., отразившимися и в лингвистических особенностях языка хазар. В монографии значительное внимание было уделено границам и соседям Хазарии, взаимоотношениям с ними, отображенным "в отдельных группах источников (хазарских, му-

((16) Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990. С. 59.

14

сульманских, византийских, древнерусских). Это позволит показать,- писал А. П. Новосельцев, - как представляли пределы Хазарии ее современники и сами хазары, и это лучший и наиболее надежный в наше время ответ на вопрос о границах Хазарского каганата" (17). Тому же принципу следовал ученый, разбирая немногочисленные данные о торговле, городаx, экономике, социальных отношениях и государственном строе Хазарии. Естественно, был выделен вопрос о религии хазар, однако А. П. Новосельцев подчеркивал: "...я сосредоточу внимание на одном вопросе - идеологии (религии) хазар. Я намеренно ставлю его именно так, а не в традиционном плане изучения принятия хазарами иудаизма, так как (и но я постараюсь показать) последний вопрос важен, но является лишь частью более широкой проблемы" (18). Проанализировав большой круг источников, показав возможное влияние иранских, финно-угорских и других культов, а также сохранившиеся в источниках данные о принятии в разное время хазарской верхушкой христианства, ислама, иудаизма, автор пришел к выводу, что ни монотеистическая религия, ни прочие религиозные культы в хазарском обществе в конечном счете не возобладали, что свидетельствовало о слабой консолидации Хазарии и в культурном плане.
В книге была освещена также политическая история Хазарского каганата в аспекте межгосударственных отношений, проанализированы причины его падения. В целом труд А. П. Новосельцева являл собой пример тесного взаимодействия источниковедения, востоковедения, изучения отечественной истории и стал большим вкладом в науку. В 90-х годах издаются крупные обобщающие труды: "История Европы" (1992), "История Востока" (1995), учебное пособие "История России" (1998). А. П. Новосельцев принял в них самое активное участие и как автор разделов, и как редактор. В этих работах, оказавшихся, по горькой иронии судьбы, последними для него, Анатолий Петрович как будто сам подвел итог своим изысканиям, суммировал все сделанное им в науке за 40 лет творческих исканий и находок, проявил энциклопедические знания и тонкое понимание эпохи средневековья. Нарисованные им широкие полотна перемещений народов на Кавказе, в Северном Причерноморье и на равнинах Восточной Европы, становления здесь государственных образований, и взаимодействия между ними и с окружающими странами сочетались с точностью деталей, краткой, но глубокой характеристикой источников, с проникновением во внутренние движущие силы описываемых процессов и явлений.
С начала 70-х годов А.П.Новосельцев вел преподавательскую деятельность на истфаке и факультете повышения квалификации МГУ. Им было подготовлено около десяти аспирантов, которым он передавал свое любовное отношение к источникам, свою осторожность в их интерпретации, свою точность и взвешенность исторических выводов. "Он считал прин-

(17) Там же. С. 101. (18) Там же. С. 144.

15

ципиально важным для начинающего исследователя, - вспоминает к.и.н. И. Г. Коновалова, - научиться в первую очередь работать с источниками, ибо только их знание позволяет должным образом сориентироваться в историографии и выявить научные проблемы, нуждающиеся в разработке. Основным принципом научного руководства для Анатолия Петровича было отношение к аспиранту не как к ученику, нуждающемуся в постоянной опеке, а скорее как к своему коллеге, самостоятельно разрабатывающему ту или иную тему и полностью отвечающему за ее результаты. В общении с аспирантами он избегал безапелляционных заявлений, хотя его почти фантастическая эрудиция, казалось бы, давала ему право на категоричные высказывания по поводу работ его начинающих коллег. В ходе написания диссертации я познакомилась также с такими чертами характера Анатолия Петровича, как его неизменная порядочность, открытость в общении и доброжелательность, уважение к человеческой личности и проделанному труду" (19).
Бесспорный приоритет перед существующими в литературе концепциями отдавался им выводам, сделанным на основе изученного материала. Он часто предоставлял соискателям свои выписки, картотеки со списками литературы и источников, что вольно или невольно способствовало развитию учеником темы, сюжета или идеи учителя. С 1984 г. А.П.Новосельцев был бессменным ответственным редактором серийного издания "Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования", основанного В. Т. Пашуто; с 1985 г. был заместителем ответственного редактора Свода древнейших источников по истории народов СССР; ответственным редактором "Палестинского сборника"; членом редакционной коллегии ряда серийных и других изданий.
Широкая, многогранная деятельность А.П.Новосельцева оставила глубокий след в науке. Рано ушел из жизни талантливый, энциклопедически образованный ученый, умевший сочетать скрупулезный источниковедческий анализ с широкими обобщениями и смелыми выводами. Его творческое наследие станет примером и надежной поддержкой для будущих поколений историков.

(19) Запись воспоминаний старшего научного сотрудника ИРИ РАН И.Г.Коноваловой (24 февраля 1998 г.).

16




Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. Памяти чл.-кор. РАН А. П. Новосельцева. Отв. Ред. к.и.н. Т. М. Калинина. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2000.

Используются технологии uCoz