Арабская географическая литература X в. сохранила весьма интересную информацию о восточных славянах и Древнерусском государстве (1). Подавляющее большинство этих известий переведено на русский язык (2) и активно используется при исследовании исторической географии Восточной Европы, внешнеполитических связей Древней Руси и некоторых других сюжетов. Известия восточных источников, как это давно показано исследованиями специалистов-востоковедов (3), представляют собой, за небольшим исключением, сложные, многослойные компиляции, в которых, как правило, отложилась информация нескольких источников. Особенностью арабской (и персидской) раннесредневековой литературы является большая устойчивость информативной традиции. Иногда авторы XII (4) и последующих веков упорно повторяли давно ставшие архаичными известия IX-X вв., не делая попытки отметить, что эти данные не соответствуют даже основной канве их собственного рассказа.
Особенностью арабских известий о славянах - и это тоже давно подмечено - является смещение данных о восточных, южных и западных славянах, поскольку для мусульманских писателей ранней поры славяне (ас-сакалиба) представлялись единым народом. Лишь после возникновения Древнерусского, Польского и других славянских государств арабские писатели, да и то лишь наиболее информированные из них, подходили к славянам более дифференцированно.
* Впервые опубликовано: Социально-экономическое развитие России. М., 1986.
(1) Такие источники на персидском языке, как "Худуд ал-алам" (80-е годы X в.) или географическая часть труда Гардизи (начало XI в.), всю свою информацию берут у арабских географов X в., и поэтому отделять их от арабской литературы в данном случае нельзя.
(2) Заходер. Каспийский свод; Новосельцев А.П. Восточные источники о восточных славянах и Руси VI-IX вв. // Новосельцев А.П. и др. Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 355-419; [наст. изд. С. 264-323].
(3) Труды Б.А.Дорна, В.Р.Розена, В.В.Бартольда, В.Ф.Минорского, И.Ю.Крачковского и др.
(4) Яркий пример - ал-Идриси (XII в.), который, давая огромную современную ему информацию о Руси, тут же приводит рассказ о трех группах русов, восходящий к IX в.
400
До сих пор камнем преткновения для исследователей является четкое противопоставление славян русам у арабских авторов. Объяснений этому много, но они не могут быть признаны вполне удовлетворительными. Как это ни покажется странным, основная масса информации восточных авторов о славянах и в еще большей мере их сведения об общественном строе славян относятся к IX в. Это придает таким сведениям особую ценность, так как других известий по этим вопросам по IX в. почти нет. Вместе с тем, как уже отмечено, состав соответствующей информации настолько сложен, что в нем трудно, а порой и просто невозможно разобраться даже специалистам-ориенталистам. Всю эту информацию можно разделить приблизительно на две группы, каждая из которых имеет свою хронологию и дает определенную линию в арабско-персидской литературе последующих времен (5). Первая из них, очевидно, восходит к полной редакции географического труда Ибн Хордадбеха (IX в.). До наших дней дошли редакции Ибн Русте (начало X в.), Гардизи (начало XI в.) и некоторых других, менее полных и, как правило, более поздних (6). Они содержат интересные описания страны славян, их обычаев, а также известный рассказ об острове русов. Другая группа источников предположительно восходит к несохранив-шемуся географическому труду Абу Зейда Ахмеда ибн Сахля ал-Балхи, написанному в начале 20-х годов X в., но содержавшему информацию приблизительно 70-80-х годов IX в. Канва сведений этой группы - рассказ о трех группах русов (7). В данной статье я в основном буду оперировать известиями первой группы. Кроме того, в распоряжении исследователей есть цикл данных ал-Масуди (ум. 956 г.) о славянах, но он почти полностью относится к западным и южным славянам. Особо надо сказать о таком источнике, как "Худуд ал-алам" (80-е годы X в.). Скомпонованный неизвестным автором, который использовал источники обеих первых групп, а также и какие-то иные, "Худуд ал-алам" содержит в весьма искаженной форме рассказы, находимые у Ибн Русте - Гардизи и у Истахри - Ибн Хаукаля. Автор "Худуд" механически их объединил, не указав трудов, откуда он их списал. "Худуд ал-алам" (8) - источник ценный, но требует внимательного сопоставления с другими арабскими и персидскими материалами, особенно написанными ранее этого источника. В ином случае сведения "Худуд" не только трудно уяснить, но их буквальное восприятие может привести к грубым ошибкам. В ранних арабских источниках содержится очень много важной информации об общественном и государственном строе Древней Руси. Один
(5) Новосельцев А.П. Восточные источники. С. 372-419; [наст. изд. С. 279-323]. (6) Там же. С. 372-408; [наст. изд. С. 279-314].
(7) Наиболее ранние варианты - у ал-Истахри и Ибн Хаукаля (30-60-е годы X в.).
(8) До сих пор лучший комментарий этого источника сделан В.Ф.Минорским (Худуд / Минорский). Вероятно, настала пора нового изучения этого памятника, прежде всего частей, относящихся к описанию нашей страны.
401
важный вопрос по этим источникам я уже попытался осветить - речь идет о титуле хакан у русского князя IX в. (9). В настоящей статье я постараюсь вычленить и рассмотреть известия ранних арабских авторов о полюдье у славян. Как ни странно, исследователи не анализировали эти сведения в данном плане. Исключение составляют последние труды академика Б.А.Рыбакова, где для характеристики славянского полюдья (10) привлечен данный источник, хотя отнесение его известий к вятичам вызывает сомнение. В русских источниках полюдье упоминается под 945 г., когда древляне убили киевского князя Игоря (11). Наиболее обстоятельное описание полюдья у Константина Багрянородного (12) относится приблизительно к этому же времени. Следовательно, данные восточных источников, о которых пойдет речь ниже, древнее этих наиболее известных описаний полюдья примерно на 70-80 лет. Тот факт, что полюдье - институт крайне архаичный, известен давно, и его истоки, несомненно, восходят ко времени ранних восточнославянских объединений, предшественников Древнерусского государства. С.М.Соловьев сделал вывод, что во время правления Ольги (945-964 гг.) полюдье было заменено более регулярными и совершенными формами налогов - уставами и уроками (13). С этим мнением в общем можно согласиться, хотя новейшие исследования внесли здесь определенные коррективы. Прежде чем перейти непосредственно к анализу известий восточных материалов о полюдье, полезно резюмировать данные Константина Багрянородного и Повести временных лет (ПВЛ). Согласно первому, русские архонты (мн. число.-А.Н.) каждый ноябрь отправлялись к различным славянским племенам на полюдье (14), которое Константин определял как "кружение". Эти славянские племена Константин именует пактиотами (15) Руси. Полюдье состояло в кормлении (16) русов в славянских землях до апреля месяца. ПВЛ, рассказывая о полюдье Игоря, а до этого - воспитателя князя Свенельда с дружинами (17), упоминает, что во время полюдья собиралась дань. Таким образом, полюдье, согласно этим источникам, включало в себя и сбор дани и полугодовое
(9) Новосельцев А.П. К вопросу об одном из древнейших титулов русского князя // ИСССР. 1982. № 4. С. 150-159; [наст. изд. С. 367-379].
(10) Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества ХП-ХШ вв. М, 1982. С. 277. (11) ПСРЛ. Т. I. С. 54-55; Т. И. С. 42-43.
(12) Constantine Porphyrogenitus. De administrando imperio. Washington, 1967. Vol. 1. P. 62; [КБ. С. 50-51].
(13) Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1959. Кн. 1. С. 156- 157.
(14) кроме великого князя здесь, очевидно, имеются в виду князья - его вассалы, о которых упоминает ПВЛ.
То есть данниками Руси, обязанными платить эту дань согласно определенному договору.
(16) Глагол ?????? - кормить, содержать.
(17) Это означает, во-первых, что в полюдье ходили не только князья, а во-вторых, что дружина была также не только у князя.
402
существование князя (или другого знатного лица) за счет местного, подчиненного Киеву населения. Кроме того, видно, что от полюдья были освобождены поляне и, по-видимому, новгородские словене (18).
Самое раннее восточное известие, которое Б.А.Рыбаков справедливо связал с полюдьем (19), встречается в сочинении Ибн Русте "Ал-А'лак ан-нафиса", написанном в самом начале X в. (20). Сомнительно лишь отождествление этого известия конкретно с землей вятичей. Так ставили вопрос Ф.Вестберг (21), В.Ф.Минорский (22); Т.Левицкий (23) и Б.А.Рыбаков присоединились к этому мнению. В свое время я уже привел некоторые аргументы против такого отождествления (24), тем более что и прежде ряд ученых (А.Я.Гаркави (25), Й.Маркварт (26)) в городе "Ва-т - Вантит" Ибн Русте (в "Худуд ал-алам" город Вабнит) увидели город Киев. К этому надо добавить, что в тексте Ибн Русте о стране славян город Ва-т упомянут просто как первый славянский город, считая от печенегов, а дальше идет описание вообще страны славян, в конце которого есть фраза, переводимая "царь ежегодно объезжает их" (27) (славян). В арабском оригинале здесь использован глагол, который в данном контексте лучше перевести "собирать подать, дань" (глагол джаба), и тогда эта фраза будет звучать "и царем их ежегодно собирается дань", тем более что затем в контексте поясняется, что эти сборы состоят из хал 'am - сына, жены, рабыни, дочери (28). Между тем Б.Н.Заходер совершенно справедливо подметил, что термин хал 'am (отсюда, кстати, русское "халат") может означать не только платье, но и подарок, подношение (29). Следовательно, более правильным будет понимать этот отрывок как указание на ежегодное взимание царем славян каких-то подношений, в более широком плане - дани.
Любопытно, что последующие авторы ("Худуд", Гардизи и др.) (30) опустили указанный сюжет, заменив его другим. Однако данное свидетельство Ибн Русте о полюдье не единственное у восточных авторов X в. Более того, все остальные писатели прямо говорят о русах, т.е. территории восточных славян как таковой.
(18) В тексте у Константина сказано, что в полюдье русские князья ездили к древлянам, дреговичам, кривичам, северянам и прочим славянам.
(19) Рыбаков Б.А. Киевская Русь. С. 277.
(20) О нем см.: Крачковский. Литература. С. 159; русский перевод отрывка см.: Новосельцев А.П. Восточные источники. С. 387-389; [наст. изд. С. 294-296].
(21) Westberg F. Beitrage zur Klarung orientalischer Quellen Uber Ostcuropa // Bulletin de l'Aeademie Imperiale des Sciences de St.-Petersbourg. SPb., 1899. T. XI. S. 213.
(22) Минорский. История. С. 147.
(23) Lewicki Т. Znajomosc krajow i ludow Europy u pisarzy arabskich IX i X w. // Slavia antiqua. Warszawa; Poznan, 1961. T. VIII. S. 101.
(24) Новосельцев А.П. Восточные источники. С. 394; [наст. изд. С. 300].
(25) Гаркави. С. 264.
(26) Marquart. Streifziige. S. 189.
(27) Так переводили Д.А.Хвольсон, А.Я.Гаркави, Б.Н.Заходер и автор этой статьи.
(28) Ибн Русте. С. 145.
(29) Заходер. Каспийский свод. Т. II. С. 124.
(30) Новосельцев А.П. Восточные источники. С. 389-391; [наст. изд. С. 295-297].
403
К сожалению, здесь самый ранний памятник - труд Ибн Русте - соответствующего материала о русах не содержит. В тексте "Ал-А'лак ан-нафиса" от соответствующего рассказа уцелела лишь фраза: "Они (русы.-А.Н.) не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земель славян" (31). Но в варианте, сохраненном Гардизи, изложение более конкретно. Он пишет: "Царь их взимает с торговли 1/10. Всегда же 100-200 из них (русов) ходят к славянам и силой берут у них на свое содержание (32), пока там находятся". Можно полагать, что в первоначальном источнике, не дошедшем до нас (предположительно сочинение Ибн Хордадбеха), которым пользовались и Ибн Русте, и анонимный автор "Худуд", и Гардизи, был более связный и цельный рассказ по интересующему нас сюжету. Еще у одного арабского писателя середины X в. - Мутаххара ал-Мукаддаси, кажется, есть особый реликт этого рассказа, когда этот писатель, говоря о взаимоотношениях русов и славян, отмечает, что первые "поедают" достояние последних и расхищают их добро (33). К сожалению, "Худуд ал-алам" сохранил лишь упоминание о десятине (с добычи и торговли), которую взимает царь (хакан) русов (34). Наличие рассказа о десятине как раз у поздних авторов - Анонима и Гардизи - может быть, говорит о том, что эти сведения относятся ко второй половине X в. и не восходят к первоисточнику IX в. Таковы известия восточных авторов о полюдье у славян IX в. Это явно более древний вариант полюдья, нежели тот, что описывает Константин Багрянородный и ПВЛ, когда условия полюдья определялись соглашением (35) . В IX в., как можно заключить из арабских источников, полюдье носило более стихийный характер, мало отличный порой от набегов с целью взимания добычи. Истоки полюдья, очевидно, и восходят к таким набегам, элементы которых сохранились и в полюдье середины X в.
(31) Цитируется по персидскому тексту: Гардизи. С. 39 (перевод мой).
(32) Словом "содержание" я перевожу термин оригинала нафакат. Он означает также "расходы на жизнь", "средства на содержание семьи" и в современном фарси - "алименты".
(33) Новосельцев А.П. Восточные источники. С. 398; [наст. изд. С. 304].
(34) Там же. С. 399; [наст. изд. С. 304].
(35) См. выше. Очевидно, нарушение таких соглашений Игорем, решившим собрать повторную дань с древлян, стало для последних поводом к его убийству.
404
Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. Памяти чл.-кор. РАН А. П. Новосельцева. Отв. Ред. к.и.н. Т. М. Калинина. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 2000.